7 – Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Святой Вселенский Собор (6305 году от Адама, 805 год от В. Х.) был созван в Никее Вифинийской в царствование приснопамятной царицы Ирины, супруги царя Льва, сына Константина Копронима, и при Константине, сыне Льва и Ирины. Первым из епископов был тогда Андриан, папа Римский; патриархи Тарасий Константинградский, Политиан Александрийский, Феодорит Антиохийский, Илия Иерусалимский, и прочие, всего 367 святых отцов. Они собрались против иконоборцев, клеветавших на христиан, будто бы они обожествили иконы. Мы же не обожествляем их, но, поклоняясь образу, честь воздаем Первообразу; как говорит Василий Великий: «Честь образа восходит к Первообразу, Первообраз же на Небесах, и Ему в образе мы поклоняемся». Родоначальниками же ересей были Лев Исавр и бывший при нем Царьградским патриархом Анастасий, а также сын Льва Константин Копроним и Царьградские патриархи, которых он поставил: Константин и Никита, и с ними митрополиты Василий Антиохийский Трикокав и Сисиний Пергийский Пастилла, епископы Феодосии Ефесский, Сисиний Писидийский и Константин Наколийский. Всех этих родоначальников ереси святые отцы предали анафеме, Господа же нашего Исуса Христа постановили исповедовать неизобразимым по Божеству, изобразимым же по человечеству, почему и установили поклоняться Пречистому Его образу, и образу Его Родившей, и иконам всех святых, и православную веру утвердили. Об отцах. Во всех семи Вселенских соборах участвовало 2000 святых отцов. Последуем же апостольскому преданию и святоотеческим правилам, переданным нам в деяниях семи Вселенских, а также поместных соборов, в том числе созванного царицей Феодорой и сыном ее Михаилом собора божественных отцов, которые до конца изобличили и предали анафеме ересь иконоборчества и, вместе с патриархом Мефодием и прочими исповедниками, установили в 1-ю неделю Великого поста праздник Торжества Православия в память восстановления почитания святых икон.
Установлено 22 правила.