О УМИРАЮЩИХ ПРАВИЛА НИКЕЙСКОГО СОБОРА. КОРМЧАЯ.
Оригинал читайте на фото. Рукопись можно найти в архиве в обсуждениях.
Комментарий-транслитерация:
Правило 13 Никейского собора(могу ошибиться т к на память написал)
о умирающих же ветхый правильный закон хранится и ныне, яко иже умираяй конечного и нужнаго напутья да не лишится. Аще ли отчаявся и причастия получив, пакы в живых испытан будет, с причащающимися молитвы единоя да будут, по всему же и о всем, ему же убо умирающю и просящу прияти комкания, епископ с испытанием да подает комкание.
Толк: всяк верный во епитемьи сы, и отлучен Святаго ПРичащения , в последнем издыхании быв, благаго провожения да причастится, сирече Пречистаго Тела и Крови Господа нашего Исуса Христа, аще же устрабится потом и здрав будет, с приобщающимися молитве да будет Божественая Святыня, да не причастится, но исполнив Божествене стоянии время, оттоле таковыя благодати да сподобится.
Вот такое правило о умирающих.
Слава Исусу Христу!
Редактор группы.
Вальсамон. Этот Нават был пресвитер римской церкви, как повествует Евсевий Памфил. Когда было гонение и многие пали по страху смерти, но потом покаялись, он, надмеваемый демоном, не хотел принимать их, и не имел общения с двубрачными, ревнуя будто бы о целомудрии. Те, которые мыслили согласно с ним, называются наватианами, и в насмешку Чистыми. На соборе, бывшем в Риме при Корнилии, папе римской церкви, в царствование Декия, Нават предан был анафеме, а также и держащиеся его ереси. Посему правило говорит, что если кто из них с чистым раскаянием оставит прежнее зло, и обяжется сохранять догматы кафолической церкви, тот должен быть принят. И если это – клирики, то они должны непременно сохранить свои степени, ибо погрешают не в отношении к вере, а осуждаются за братоненавидение. Если они имеют епископское достоинство, а в той стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епископского, но на попечении епископа (православного) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа, или называться другим именем; а когда нет местных епископов, они должны исправлять и епископские дела. Выражение: «для которых и время покаяния установлено и срок прощения назначен», употреблено о падших во время гонения и о двубрачных. И клирики, после принятия в церковь, могут быть сопричислены к клиру, к которому были прежде рукоположены, но только тогда, когда на место их не определены другие клирики; а если где имеются таковые, то с ними должно поступить так же, как написано выше о епископах. – Может быть, кто спросит: если некоторые из них пожелают быть возведенными на высшую степень, будет ли этому препятствовать настоящее правило, которое в начале говорит: «благоугодно святому собору, да по возложении на них рук пребывают они в клире», или беспрепятственно могут получить высшие степени? Решение. В 80-м Апостольском правиле и во 2-м правиле настоящего собора постановлено, что и совсем неверные получают степени священства. Итак, почему же не могут получать высших степеней наватиане, именуемые и Чистыми, в отношении к вере, как сказано, не имеющие заблуждений, а осуждаемые за несострадательность? А чтобы пребывали в клире, мне думается, это определено в особенности об них. Ибо, вероятно, некоторые говорили, что принять их должно, но только быть им в качестве простых мирян и не действовать правами, принадлежащими их прежним степеням. Это собором не принято, а положено восстановлять их в их степенях. С именем восстановления соединяется и правило возведения на высшие степени.